пятница, 6 февраля 2009 г.

Имя которому - Север, часть 1




Выражаю огромную благодарность начальнику Пинюгской УЖД Чабыкину Николаю Афанасьевичу, за понимание и помощь, машинисту Быкову Виталию Петровичу за интересную поездку,а так же Баландину Дмитрию (ака БД) за организацию поездки и помощь в написании этой заметки.



В середине октября Дмитрий Баландин предложил организовать небольшую ознакомительную экспедицию в Пинюг, на УЖД тамошнего леспромхоза. Примерно в ноябре на праздничные дни. Что ж, как говорится - идея неплоха, тем более, что лично мне очень хотелось посетить действующую узкоколейку. На том и порешили. Маршрут спланировали следующий: Киров – Пинюг –Киров – Зебляки – Москва, с отбытием 3 ноября и прибытием в Москву 7-го. За неделю до отъезда были внесены небольшие изменения. В связи с некими обстоятельствами мне Зебляки пришлось исключить и маршрут стал выглядеть таким образом: Киров - Пинюг - Киров - Котельнич - Москва.
Итак, 3 ноября, 12-50, поезд № 92 Москва –Северобайкальск. В составе три прицепных вагона до Кирова. Билеты на руках, аппаратура в рюкзаках. Вперед!
213
Неторопливо съехав на Горьковское направление в районе платформы Перово, наш «девяносто второй» натужно набрал среднюю скорость. В окне, как на экране, понеслись мимо знакомые станции и платформы… Железнодорожная, Павловский Посад, Орехово - Зуево. Сколько раз ездил здесь на электричке, до Владимир! В 16 часов с копейками прибываем на станцию Владимир. Ох, опять эта песня привязалась, что-то там про «ветер северный»… Стоянка около получаса – смена электровоза. На ГорЖД - самые ухоженные электровозы ЧС4Т, не в пример собратьям из Кавказской или Россоши. Идем к началу поезда. На соседний путь принимают ускоренный «Буревестник» - первый состав, с тверскими гофрированными вагонами и в другой окраске, в отличие от второго, более современного состава. Его стоянка минимальная. Буквально за считанные минуты отцепляют ЧС7-209. Впереди на старте сплотка ЧС4Т-276/300, готовые унести вагоны в сумерки, с немыслимой скоростью пролетая станции и остановочные пункты красно-желтым вихрем. Тем временем на первый путь прибывает чудо! Сплотка ЧС4Т из депо «Кавказская», ведомая ВЛ10К. Вот, называется, вспомнишь и пожалуйста вам. Пять «ребристых» и чумазых машин с номерами 521,522, 531, 538 и 575.
Внешнее состояние, по сравнению с кировскими, оставляет желать лучшего,а ведь моложе как минимум лет на десять. Ну ничего, в Кирове им будет лучше всего. Фотографируем. Работники дороги неодобрительно поглядывают в нашу сторону, но ничего не говорят. Однако увлеклись! Вон и проводники заходят в вагоны. Пришлось немного пробежаться, хватая на лету пиво в перронной палатке. Отстать от поезда во Владимире в наши планы не входило.
213
Путешествие продолжается с ощущением огромного контраста между движением до и после Владимира. Такое чувство, что не «чеха» на «чех» сменили, а нас тянет агрегат чудовищной силы, готовый пойти на взлёт. Наверное, эти ощущения сходны от езды на гужевой повозке в сравнении с быстроходным авто. Недаром электровоз ЧС4Т многими спецами признан лучшим пассажирским электровозом на железных дорогах СССР и России в частности. Конечно, этой разнице есть и более простое объяснение. МЖД - дорога перегруженная, и сильно не разгонишься. Как бы то ни было, сейчас – ЛЕТИМ! Через какое то время – Ковров, знаменитый своими мотоциклами «Восход». За окном стемнело окончательно, и ничегошеньки не было видно, кроме огней осветительных мачт. Еще в 2006 году, весной сюда заходили Харьковские "Стрелы" - ТЭП10 с поездом пригородного сообщения Муром – Ковров. Вроде было то недавно, а кажется, что прошла целая вечность. Перемещаемся дальше меж регионами. Короткая остановка в Дзержинске, а затем Нижний Новгород. Поезд стоит тридцать минут. Знакомые места. Пришлось поднапрячь серое вещество и вспомнить, где на вокзале продают пиво. Совершаем вечерний моцион по перрону и едем дальше. Как во сне Ветлужская, Урень, Шахунья…

Глубокой ночью мы прибыли в Киров. С недосыпу полное непонимание происходящего и нежелание покидать теплый вагон, хоть выносите. Куда? Зачем? Какого хрена…! Время то начало третьего! Не жарко, с неба сыплется подобие снега, станционные прожекторы, кажется, усиливают чувство холода. До местного поезда на Пинюг еще долго, он отправляется в 6-05. Подкрепляемся в кафешке, что находится в так называемом, конкорсте – пристройке к вокзалу, совмещающей в себе переход над путями и зал ожидания. Вообще на вокзале оказалось довольно чисто, мало бомжей или просто привокзальных романтиков - алкашей. В вышеупомянутом кафе за столиком мирно спали два хомо-сапиенса маргинальной наружности, да внизу возле туалета обреталась влюбленная пара бомжей с домашними питомцами. Взяли билеты да Пинюга и обратно. Общий вагон.
Ну ладно, поели , а теперь… Не прогуляться ли нам в депо ГОР-ТЧ8? Идем. Темно, с неба падает снег, но после употреблении пищи уже не так зябко. Впереди виднеется ярко освещенное здание депо.
Вот он – кладезь «старых» ЧС4Т. В работе практически все машины за исключением может быть нескольких, включая опытный 161, стоявший в депо до 2006 года. Его планировали оставить в качестве памятника, но почему то порезали… Расставляем штатив – велика наглость. Дмитрий делает несколько кадров ЧС4Т, похожих на спящих зверей. Потом еще несколько кадров и только сворачиваем штатив, как из-за одного из стоящих «скворешников» появляется фигура в оранжевой жилетке. Идет к нам. « Мужики, что вы тут делаете?» - спрашивает. Ну, мы и отвечаем, как есть, без утайки. Мол, любители, пришли полюбоваться на самые ухоженные машины серии ЧС4Т в России. Мужичок с нескрываемой гордостью кивнул, мол, что верно, то верно. Успокоив работника кировского отделения ГЖД, тем, что мы посмотрим и уйдем, а заодно обрадовав вестью (хотя он был в курсе) о том, что к ним на «пмж» идут «кавказские» ЧСы, продолжили экскурсию. Пройдя дальше, обнаруживаем «горячий» ТЭП70 № 0419 в компании с «чехами». Очередной раз можно поразиться, насколько гармонично смотрятся эти локомотивы рядом. ТЭП70 и ЧС4Т. Общие элементы дизайна, назначение, скорость, окраска. Эти машины – своего рода флагманы пассажирского движения на разных видах тяги. Неспеша доходим до парка электропоездов. Под светом осветительных мачт стоит ЭР9Пк-278. Расставляем штатив и по очереди делаем кадры, пользуясь отсутствием бригады. Машина стоит настолько удачно, и столь же удачно освещена, что нельзя было просто пройти мимо.
От радости я провалился в сточную канаву, предательски припорошенную снегом. На этой «оптимистичной» ноте мы закончили осмотр Кировских достопримечательностей и направились обратно к станции. Дмитрий, будучи с детства фанатом «теремков», вожделенно смотрел на пачки чехов прибывающих и с востока, и с запада. Но времени уже мало, а станционных работников много. Здесь штатив опасен и вообще само присутствие в такое время. Пошли в конкорст, где выпили по чашке кофе и подзарядили аккумулятор «Никона». Время половина шестого, скоро поезд. От недосыпа и изрядного количества выпитого пива меня начинает мутить. Хочется лечь и заснуть. Я на улицу…

На платформе продышался, полегчало. Переходим на нужный путь, поезд уже подали. В составе сплошь сидячие вагоны. Мне становится совсем неинтересно, хочется принять горизонтальное положение, ой как хочется… Подошли к проводнице. Спрашиваем: «Тетенька, плацкарт в составе есть?» Она отвечает: «Есть купе, только там туалет не работает и двери не закрывать». «Да плевать нам на туалет! В другой вагон сходим!». Фантастика! Не «сидячка», и даже не плацкарт, а отличный классический «Аммендорф», в качестве общего вагона. Нашли свободное купе, залезли наверх, предусмотрительно поставив обувь на багажную полку, и честно попытались заснуть. Собственно практически все пассажиры вагона коротали часы в дороге подобным образом. Поезд плавно тронулся и покачиваясь выполз на Вятско-Двинскую дорогу, а ныне линию – Киров - Котлас. Киров-Котласский и дальше на север-северо-запад. Тем временем, находясь на грани отчаяния, я боролся с бессонницей. Горизонтальное положение не решило проблему. Сна как такового не получилось, была какая-то полудрёма, то ли от холода (вагон не отапливался), то ли оттого, что жестко было. В итоге удалось заснуть лишь когда начало светать. Проснулся с ощущением, будто из головы мне вынули мозг и взамен вложили килограмм свинца. На часах девять. Стоим. Станция Мураши. Все засыпано снегом. Первый раз в этом году увидел снег! Белый, еще не истоптанный людьми, не перемешанный с грязью от проходящих поездов, не посыпанный адским реагентом. Вон Дмитрий что то снимает. Отрываюсь от окна. На нижней полке сидит рыжий паренёк лет двадцати двух и читает что-то красное, про вампиров. Снова смотрю в окно: сквозь пелену облаков то пробивается, то исчезает бледно–желтое солнце. По перрону бегают дети, пассажиры, затарившиеся в вокзале пирожками и сосисками в тесте, суетятся с сумками несколько человек и тихо падает снег мелкими снежинками, искрящимися в приглушенном свете. Раздается протяжный гудок тепловоза. Поезд плавно начинает движение, выходит со станции, и вдруг, я слышу звук, знакомый с детства и почти забытый. Ритмичный и звенящий перестук колес, многократно отражающийся от растущих рядом с полотном деревьев. Спрыгнув с полки, я вышел в коридор заняв типичную «оконную» позицию, поставив ногу на калорифер и опершись на поручень-перекладину у окна. Вот он - русский Север. В окне мелькают ельники, присыпанные снегом, овраги с замерзшими ручьями, или пестрые равнины с покосившимися домиками заброшенных деревень. К созерцанию красот присоединяется Дмитрий. Он почти не спал, и когда выскакивал в Мурашах с камерой сфотографировать здание вокзала, определил, что тянет нас сольвычегодский ТЭП70 (мы то ожидали лянгасовский 2ТЭ10В). Мы, уже вместе продолжаем восхищаться северной природой. Внезапное чувство голода возвращает в реальность. В Кирове мы просто забыли о еде, что надо будет что-то кушать в Пинюгском поезде. Наверное думали, что проспим всю дорогу. Тут вам ресторанов нет, извиняйте господа москвичи… Но есть кипяток, а у нас термос. У Дмитрия в клапане рюкзака нашлась плитка шоколада неизвестного происхождения и тут же была съедена вприкуску с чаем и превеликим удовольствием. Как говорится – жизнь-то налаживается. Произошло еще одно приятное событие – в вагоне наконец-то стало теплеть. В тамбуре проводница лихо подбрасывала лопатой уголёк в печку. « Ну не успели натопить, подали нас слишком поздно» - оправдывалась она.
Остановочный пункт «Безбожник», а за ним «Староверческая» и опять леса, овраги, поля…
Параллельно железной дороге замечаем автомобильную, довольно широкую и с неплохим для этих мест накатом. Спросили у паренька, есть ли на Пинюг автодорога и дали ему атлас железных дорог. Паренёк многозначительно кашлянул, надел очки, подумал, взял атлас, снял очки, посмотрел на атлас, положил его и пожал плечами. « А кто его знает?..» Во как!
Мелькают станции. Опарино, Альмеж! Знакомые по литературе и общению с коллегами по цеху названия. Здесь ведь тоже УЖД, а значит и мы здесь не последний раз.

В половину первого мы прибываем на станцию Пинюг. Небольшая, такая, станция с 4-5 ю путями, кирпичное здание вокзала, небольшой ПТО и ПМС в одном флаконе. Возле здания ПТО устало пыхтят 2ТЭ10М, 2ТЭ10МК и 2ТЭ10У, оглашая окрестности утробным рыком. Здесь, по ст. Пинюг происходит смена грузовых тепловозов депо Сольвычегодск Северной дороги на лянгасовские "вэшки".216 Но, что странно, ни одной лянгасовской тяговой единицы в депо не оказалось. Только северные. Зайдя в голову нашего поезда фотографируем ТЭП70, доставивший нас сюда. Реакция работников дороги – никакая. Наверное в душе просто любопытство, что за чудики с фотоаппаратами. Вожделенно созерцаем неровный профиль пути линии Киров- Котлас здесь, всей её северной части и укрепляемся в желании еще неоднократно побывать в этом тепловозно - пейзажном раю. Вот теперь нам предстоит решить более чем серьезную задачу – найти кафе или столовую. Скорее всего, при ПТОЛе должна быть своя – железнодорожная, осталось только найти. Спрашиваем у мужичка – где? Объясняет, мол зайдёте туда, «за депо» – зелёное здание. Нашли. Заходим. Первое что вижу – объявление «В столовой производится обслуживание только работников железной дороги». Да и Бог с вами, мы тоже имеем отношение к железной дороге, пусть и косвенное. Открываем дверь… Еда!!! Настоящая!!!
Столовские тетки слегка поломались, для порядка, но в итоге согласились нас обслужить.
Короче, заказав по порции супа, порции второго – две котлеты и макароны, закуску – свекла с чесноком и компот на третье, мы заплатили всего 70 рублей. Признаться, еда оказалась более чем хорошая, почти домашняя. Вот теперь бы поспать полчасика, но время идет. Светового дня осталось от силы часа три.

Проходим сквозь горловину станции. Впереди нижний склад! Вижу, как у товарища загораются глаза, еще бы, он знаком с этим не понаслышке и для него здесь все словно своё, родное. Краны, рампы, вагоны широкой колеи. Идем параллельно широкой колее в сторону Котласа. И вдруг, слева, Дмитрий замечает нечто похожее рельсы. Вот она, узкоколейка. Её начало здесь, у разгрузочной эстакады и рампы, где происходит раскряжовка леса на сортимент. Линия спряталась под снегом. Видимо со вчера здесь выпало неплохое количество осадков. Дальше начинается путевое развитие и виднеется нечто похожее на вагонное депо. Надо бы найти кого-нибудь из сотрудников или начальника дороги. Впереди деревянный домик. Контора нижнего склада. Заходим. Запах табака и разогретого железа печки. Чувствуется умиротворяющая, но в то же время рабочая атмосфера. Стучимся в дверь, открываем. В небольшой комнатушке сидит мужчина в очках. Здрасьте, приехали! Функцию парламентера взял на себя Дмитрий. Быстро и максимально развернуто он объяснил цель нашего приезда. Мужчина смотрел на нас округлившимися глазами, не понимая, что мы все-таки здесь забыли. Возможно, в его сознании первоначально сформировался образ – нечто между журналистами и душевнобольными. 213
«Подождите, я сейчас начальника дороги вызову» - потянулся к телефону. Отлично, то, что нам надо!
«Афанасьич, слышь! Тут представители пришли, тебя требуют» - донеслось из комнаты. Честно говоря, стало не по себе. Покажите хоть одного человека у которого слово «представители» не вызывает неприязни или подозрения? Торговые представители, представители компетентных органов, представители СМИ…. Особенно если человек занимает пост начальника дороги.
Вышли на улицу, перевести дух и подышать морозным северным воздухом. Вот идет человек, в вязаной шапке, черной куртке, джинсах заправленных в резиновые сапоги. Слегка напряженно взглянув на нас, пригласил пройти в помещение. Познакомились. Чабыкин Николай Афанасьевич - начальник дороги, собственной персоной.
« Ну, кто? Зачем? Рассказывайте». Дмитрий дословно повторил все, что было сказано ранее заведующему складом. Мол, собираем интернет-энциклопедию отечественных узкоколеек. Я тем временем достал подарки и вручил начальнику. Сувениры, в виде несколько СD с фильмом Дмитрия о Зебляковской УЖД и фотографии. После десяти минут рассказов и объяснений, Николай Афанасьевич задал обезоруживающий вопрос: «Так что вы собственно хотели-то? Вам же за это деньги платить надо?»
- Зачем платить?! Нам бы задать Вам несколько вопросов и поснимать! - отвечаем.
- А что вы хотели поснимать?
- Ну, собственно говоря, технику, депо и может на разъезд ближайший сходить.
- А куда именно?
- Ориентировочно до 7-го…
И тут Николай Афанасьевич говорит нечто такое, чего мы не ожидали никак.
- Так может вас на тепловозе туда отвезти, чего вы пешком ходить будете?
- ?!
Ничего себе! Прокатиться на тепловозе по действующей УЖД! Тут же Николай Афанасьевич набирает номер по мобилке и просит машиниста подъехать к диспетчерской. Мол, тут ребята, корреспонденты, надо прокатить до 7-го разъезда. Эх, пригодилась бы видеокамера, пригодилась бы!
Тем временем втроем идем к диспетчерской. Осматриваем парк вагонов, стоящих на тракционных путях. Естественно, лесовозные сцепы, изрядное количество пассажирских вагонов ПВ-40, остатки дрезины ТУ6Д, платформы с укрепленными на них разными предметами. Дрезина ТУ6Д стоит в сцепке с цистерной ( вроде пожарный поезд) и снегоочистителем. В «пассажирском» сцепе стоят вагоны-столовые на базе ПВ-40 (48-053 или ПВ53)
Пока общаемся с Николаем Афанасьевичем, попутно разузнав про Альмеж, Пушму и Опарино. Альмеж-обанкротился, Пушма потихоньку умирает, а вот Опарино исправно функционирует.

Пинюгский леспромхоз во времена СССР был на пятом месте в стране (!!!) по вывозу и переработке леса, к диспетчерской подъезжает ТУ6А-2468 с «МаЗовским» дизелем. Как такси по вызову.
Знакомимся с машинистом – Виталий, работник УЖД с 30-ти летним стажем. Немного позже я поинтересовался его отношением к работе. Честное слово, ожидал получить изрядную долю «негатива», мол зарплата маленькая, работа собачья, начальство плохое и вообще в Москву бы уехать… Но, каково было мое удивление, когда Виталий просто, без лукавства ответил, что работа ему очень нравится и менять её на что либо другое он не хотел бы. Вот и думаешь, что все это нытьё по поводу того, что в провинциях нет работы, в большинстве своем имеет только один подтекст – лень и желание, не напрягаясь, получать хорошую зарплату. Мне искренне жаль тех людей, которые, бросая все на родине, едут в столицу в надежде на счастливую жизнь.
240
Тем временем мы занимаем места в кабине. Внутри тепло - натоплена дровяная «буржуйка»! Виталий дает гудок и тепловоз застрекотав со скрипом начинает движение раскачиваясь из стороны в сторону на неровном полотне. Подьезжаем к депо. Дмитрий, вспомнив, как в детстве помогал деду в Зебляках, просит разрешения перевести стрелку. В порыве ностальгии он на себя не похож. А может наоборот – он именно такой, как сейчас. Переводит. Тепловоз резко бросает вправо и вот мы на территории депо. И здание, и тепловозы красиво освещены закатным солнцем. На улице стоят несколько машин ТУ6А и одна ТУ8. По периметру нагромождено изрядное количество гусеничной и колесной техники предназначенной для лесовозных работ. На некоторых тепловозах полностью отсутствуют серийные номера. То, что удалось выяснить: в рабочем состоянии ТУ6А-2468, 2261, 2798, 3808, ТУ8-0456 (стоял на ремонте в депо), 0220. ТУ7А-3304 недавно списан и разбирается на запчасти. Еще обнаружен рабочий ТУ6А с трудноразличимым номером (кажется ?314). По словам работников то ли номер перебит, то ли кабина от одного, а корпус от другого тепловоза, т.к. ТУ6А-3067 (который теоретически должен быть в рабочем состоянии) мы не нашли. Вопрос: есть ли между ними связь? Однако по уверениям, а также исходя из содержания записки дежурной начальнику дороги, 3067 в рабочем состоянии. Отсняв материал, продолжаем путь.
Теперь – на магистраль! Переводим стрелку и вперед! Впереди начинается небольшой еловый перелесок, за ним средних размеров поляна и дальше кривая, уходящая в смешанный лес. Красота. Я прошу Виталия остановить тепловоз для съёмки.213
Здорово, на УЖД запросто можно остановиться в любом месте и сделать поистине неповторимые кадры. От этой, совершенно нереальной, будто и не существующей в обычной жизни красоты меня переполняет восторг. Делаем несколько кадров и продолжаем путь дальше. Дмитрий выходит на переднюю площадку, я присоединяюсь. Падает снег, ветер бьет в лицо, хотя скорость не такая большая, но нет никакого желания уходить в теплую кабину. Тепловоз болтает на рельсах из стороны в сторону, сзади стрекочет дизель, а впереди – бесконечная дорога, то идущая вверх, то повернув, исчезающая в густом лесу. Вот выныриваем из выемки и справа открывается вид на большое озеро. Здесь мы совершаем второй фотостоп, засняв «тушку» на откосе и панораму с озером. Карабкаемся на площадку и едем дальше, по нескончаемой дороге, чуть присыпанной снегом. И хочется ехать, далеко и долго, может даже всю жизнь. Тепловоз пробирается сквозь еловый коридор и такое впечатление, что деревья всего лишь немного расступились, чтобы пропустить людей в железной, тарахтящей повозке.

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий