пятница, 6 февраля 2009 г.

Прогулки по тракционным путям или моё железнодорожное детство

По малолетству всегда на все начихать с высокой колокольни. Это неоспоримая истина.
Кострома. Лето. Первый месяц каникул. Трое недомерков. Двое Лёх и я, насмотревшись фильмов про войну, шпионов и будни МУРа, решили обзавестись оружием. Не настоящим правда, но серьезным. Духовка. При этом слове внутри все сжималось в ледяной комок. Это было страшно и вместе с тем очень желанно. Хотя бы для восстановления баланса сил с недоброжелателями. Это слово болезненно отдавало в памяти огромными, долго не проходившими синяками на бедре, резким хлопком сокращающегося жгута и запахом солидола.
Вкратце: «духовка» – простейшее пневматическое оружие. Изготавливалось из велосипедного насоса, деревянного поршня, медицинского жгута, латунной трубки.
Обрезанный цилиндр насоса укладывался на самодельное цевьё, приматывался изолентой, внутрь насоса вставлялся поршень, заранее изготовленный. От цевья к поршню шел жгут, натягивающийся при вытаскивании поршня из насоса. И после того как сила натяжения была вполне достаточной, поршень отпускался, создавая внутри цилиндра кратковременный, мощный воздушный поток выталкивающий шарик от подшипника или кусок пластилина в цель. Естественно чем туже был жгут, тем убойнее была сила. Насколько убойнее, испытывали на воробьях или воронах. Иногда на «политических» оппонентах с соседнего двора или на окнах мабутских (стройбатовских) домиков, гнездящихся на бесконечных стройках.
Так вот, изготовив, нечто похожее на описанное выше, не удовлетворившись пластилином, троица приступила к поискам вожделенных металлических шариков.
Несмотря на всеобщий хаос конца восьмидесятых, когда на улице запросто можно было найти несколько целых силикатных кирпичей, с подшипниками нужного размера вышла незадача. Ну нету их нигде, хоть тресни! Обшарили все окрестные помойки и свалки. Старшие «товарищи» давать отказались, мол у самих мало. Враки! Просто боялись ответственности за выбитые глаза.
В разгар поисков одному из Лёх пришла блестящая мысль - сходить на Вторчермет. Хороша мысль, но мне пришлось ее слегка модифицировать. По пути на Чермет располагалось локомотивное депо и как водится возле него стояла куча списанной техники. Я очень не хотел идти к чёрту на кулички – Чермет и предложил более бескровный вариант – полазить по окрестностям депо. Ну мало ли в поездах тоже куча подшипников, авось чего и найдем.
Сказано - сделано. Идем в депо.
В назначенный день мы встретились и тайно от всех двинули к цели, захватив несколько полиэтиленовых пакетов.
Пришли. Ух ты! Первый раз здесь! Огромное пространство, пронизанное стальными нитями. Чуть в стороне возвышалось здание депо. Естественно туда нам идти нечего, по ушам лишний раз что-то не хотелось получать. А вот возле депо – целый Клондайк. И тепловозы, и вагоны, ржавые, покорёженные. Ну что? Пошли? Нет,что-то не идется. Близок локоток, да слабо клювом щелкнуть.И правильно сделали ,что не пошли. Возле «кладбища» появилось несколько фигурок в оранжевых жилетках и остановившись пристально уставились на нас.
Тут я смекнул, что дело пахнет керосином и надо сматывать удочки. Тем временем к имевшимся фигуркам добавилась еще одна. Трое начали что то объяснять бурно жестикулируя в нашу сторону. Фигурка отделилась от группы и направилась к нам.
Бежим! Мы нырнули в коридор между полувагонами, пробежали почти полсостава и под вагонами перелезли на другой путь, а там снова - в лабиринт из отстаивающихся «крытых».
Минут десять мы бегали, меняя направление, запутывая следы. Все. Оглянулся. Нет никого. А может он вовсе и не к нам шел? Как говорится: у страха глаза велики.
Однако, кладбище осталось далеко позади, да и возвращаться туда не хотелось. А подшипники то ой как нужны! Позарез!
Внимание одного из Лёх привлекла ручная стрелка. Один путь шел прямо, в сторону станции , а другой влево и заканчивался небольшим обрывчиком. Естественное любопытство на грани познания мира взыграло в Лехе. Второй Лёха телепатически понял его намерения и в следующую минуту они бодро ворочали рычаги, переводя стрелку. Как весело! Вот и я втянулся и мы втроём изучали устройство стрелочного перевода. Так продолжалось около пятнадцати минут, пока один из Лёх не заметил приближающийся к нам, по нашему пути, тепловоз. «Шухер!» - заорал я. « Переводите стрелку, как было!» «А как было?!» - заорали Лёхи. У меня помутнело в глазах. Все! Сейчас тепловоз на скорости войдет в стрелку перескочит на разорванный путь и со страшным скрежетом завалится под откос, на стоящие чуть поодаль полувагоны. В голове промелькнули страшные картины, милиция, вызов родителей, суд и колония для несовершеннолетних, а так же несмываемый позор до конца жизни… Убежать уже не получится, с локомотива нас скорее всего заметили. Тепловоз резво летел навстречу судьбе, а мы отскочили за ближайший вагон и с тревогой стали ждать, что произойдет. Может все таки повезет и он пойдет по «нормальному» пути. И тут свершилось чудо: локомотив резко повернув проследовал по нижнему полотну в стороне от нас. Осмотрев предполагаемый маршрут я с радостью заметил, что перед стрелкой рельсы просто- напросто разобраны! Надо же – этот путь вовсе не рабочий и наполовину демонтированный. А мы перепугались до смерти!
Я был в таком потрясении, что едва не угодил под товарняк, выходящий с Костромы-товарной.
Однако,подшипники нужны, как воздух и даже больше. И тут же я на радость себе и утомлённым компаньонам заметил секцию разбитого тепловоза! Недолго думая, мы залезли в кабину. Ура. Мечты сбываются, особенно если долго ищешь. Внутри обнаружилось изрядное количество шариков из разбитых малых подшипников. Набив карманы и напоследок покрутив оставшиеся в живых краны и ручки, пощелкав тумблерами, мы собрались к выходу. Выглянув в разбитый ветровик, я заметил средних размеров собаку, неизвестно откуда появившуюся и усевшуюся в двадцати метрах от тепловоза. Появилось нехорошее предчувствие. Чего она там сидит? м пришла вроде как целенаправленно. Ладно. Попробуем вылезти, на свой страх и риск.
Первым выпало идти мне. Собака до последнего момента была равнодушна к нам, но стоило свесить ногу, чтобы спрыгнуть на землю, как «жучка» со свирепым рыком переходящим в лай ринулась в бой. Я дико завизжал и ракетой взвился на три ступеньки вверх, уткнувшись носом в задницу кому- то из Лёх. Они в свою очередь тоже поспешили обратно в кабину.
Вот тебе и клюква. Время идет, домой надо, а эта тварь уселась возле двери в кабину и смотрит снизу вверх своими злобными глазками. Дернулись на другую сторону, дверь заклинило и мы не смогли ее открыть. Тем временем псина обошла тепловоз и посмотрела не вылазим ли мы? Услышав возню у двери она залилась истеричным лаем, пытаясь запрыгнуть в кабину.
Ну все, попали. Ох идет время ,идет! Родители шкуру ремнем спустя-я-ят! Эта идиотская собаченция решила здесь поселиться. Сейчас придут путейцы, снимут нас с развалин и отведут в ближайшее отделение милиции, со всеми вытекающими последствиями.
«Леха, выгляни, посмотри где она?» - обращаюсь к одному из....
Выглянул. « Пацаны! Ушла!» Не поверили, мол посмотри получше, она где нибудь рядом сидит. Все высунулись из кабины, осмотрели всё с трёх сторон – нету. Как сквозь землю провалилась.
Осторожно, слезли, осмотрелись и бегом через пути к жилым двухэтажкам, стоящим вдоль станции.
Потом, шагая по тротуару, довольные, мы наперебой хорохорились своим «геройством» и естественно каждый из нас считал себя самым смелым. И что самое интересное, несмотря на все приключения, мы решили при случае сходить туда ещё.

Постскриптум: Родители! Убедительная просьба! Не допускайте нахождения детей на территории железной дороги! Поверьте, это очень опасно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий