пятница, 6 февраля 2009 г.

Экспедиция в поселок Гагарино, Костромской области на лесовозную УЖД.

Как говорится - между первой и второй перерывчик небольшой. Последняя в этом году экспедиция состоялась 15 декабря 2007 года.
Цель - УЖД Ленинского леспромхоза в поселке Гагарино.

В субботу, в пять утра по московскому времени, на "четверке" Дмитрия мы выехали из Одинцово. Без каких либо затруднений мы проехали по МКАДу до Ярославского шоссе и здесь случилось первое происшествие. В задней двери нашего болида промерз замок и при вираже дверь открылась. Все бы ничего, но за пределы автомобиля вылетела моя сумка с фотоаппаратом, заботливо уложенная на заднее сидение. Честно говоря, в первые секунды мне показалось, что на этом поездка закончится и мне придется ехать совсем в другое место с сердечным приступом. Но разум оказался сильнее. Дело в том ,что моя фотосумка имеет несколько степеней защиты аппаратуры, в том числе и при падении. Короче говоря, все обошлось, аппарат жив, здоров и в последствие сделал больше сотни качественных фотографий.
Заправившись на BP продолжили путь. В районе Переславля - Залесского свернули на объездную дорогу. Здесь наша «телега» стала терять мощность и в конце концов заглохла недалеко от придорожного кафе. Дмитрий открыв капот, постучал по карбюратору, подергал свечи, растеряно пожимая плечами, мол, кто ж знал... После очередной попытки завестись машина подала признаки жизни, позволив транспортировать себя на стоянку кафе. Решили дать отдохнуть железному коню,посетить забегаловку, выпить кофейку и попробовать завести машину еще раз. Заходим в помещение. Это не кафе, это прям таки ресторан. Все чисто, красиво, инкрустированно позолотой. Охранник в пиджаке...
Подходим к стойке, заказываем по двойному черному. Охранник приглашает нас присесть, услужливо отодвигая стулья. Приятно.
Выпив кофе, идем в машину. Происходит чудо! "Четверка" сердито фыркнув, заводится без перебоев. Ну что же, поехали. Дмитрий поддает газу и мы несемся дальше.
Через некоторое время, появляются какие то намёки на рассвет. Небо становится серым, а кое где проглядывают белёсые участки.
Подъезжаем к Ростову Великому. Светлеет. В тех самых белёсых участках появляются солнечные лучи. Погода, как говорится, обещает...
При въезде в Ростов обнаруживается автосервис, останавливаемся. Дмитрий пошел договариваться с мастером. Через некоторое время он вернулся и сказал, что открываются они в 10 (было только начал десятого) и вот как раз, именно сейчас у мастера еще пять машин перед нами. Тонкий намек... Что делать? Не ждать же? Принимаем решение ехать дальше, Бог даст, доедем!
Минуя Ростовский вокзал, выезжаем за пределы города и нас тормозят на "гаишном" посту. Причина до смеху банальна, Дима не включил фары в населенном пункте.
Получив на руки штрафную квитанцию, мы поворачиваем на Иваново, подобрав на остановке голосующую женщину с ребенком. И тут началось! Вот они - сказочные места! Извивается дорога, проносятся мимо дома с резными наличниками, полузаброшенные церкви. Впереди вижу стайку птиц. Не торопясь улетать они вприпрыжку перебегают дорогу, едва не попав под колёса нашей четверки. Ба! Да это же куропатки! Дмитрий тут же озвучил идею о наличии ружьишка. Останавливаемся, высаживая попутчиков. Женщина сует нам деньги: «вот возьмите, спасибо». Культурно отказ213ываемся.


Перед Иваново останавливаемся у очередного кафе, пьём кофе и смотрим видеоклипы по телевизору прикрученному к потолку забегаловки. По телеку с утра жарят рок. Приятно в такой глуши выпить горького напитка и послушать тяжёлую музычку. Продолжили путь…
Вот уже Иваново. Перед въездом остановились, изучив таблицу транзитного движения через город, предусмотрительно сфотографировав, на память.
Иваново - город невест. Может мне и показалось с недосыпа, но впечатление таково,что в городе женщин больше чем мужиков. И надо сказать такие симпатичные… Ажно глаза разбегались в разные стороны. Вот куда за невестой ехать надо!
А еще Иваново насквозь прошит нитями промышленных железных дорог. Почти все с сигнализацией на переездах, а иные и вовсе с будками дежурных. Собственно говоря, кроме красивых девушек и ППЖТ, в Иваново ничего интересного нет. Был трамвай, и тот разобрали. Автопарк - вездесущие ПАЗ 3205 и ЛиАзы 5256, троллейбусы ЗиУ-682, дырявые и обшарпанные, до безобразия. Сам город напоминает большую деревню и свалку одновременно. Всю эту убогость слегка украшают несколько красивых церквей, из тех, что мы проезжали.
После Иваново снова монотонная дорога практически без движения. Изредка попадались встречные фуры, да легковушки с костромскими номерами.
Поворот на Фурманов, прямо - на Волгореченск. Вот тут появилось несколько вопросов, требующих срочных ответов. На первый ответили сразу, едем не в Фурманов а на переезд в противоположную сторону. Дело в том, что в планах было поснимать тепловозы на участке линии Ярославль-Нерехта
Вот и определялись, куда же все-таки поехать. Сворачиваем с главной дороги вправо. Едем. По расчетам переезд должен быть в пределах нескольких километров. Проезжаем мост через реку со странным названием «Анал олг вод» , проезжаем поворот на деревню Котово. Едем дальше.
Порядочно отъехали. Тормознули возле деревни Реньково, поняв,что взяли неверный курс.
Разворачиваемся и едем назад. Очутившись возле поворота на Котово, недолго думая свернули туда. Чутьё подсказывало, что это верный курс. В самом деле, вариантов больше не было. Справа и слева заснеженное поле, вдалеке лес, вокруг ни души. Начала уперлись в развилку возле этого самого Котова. Решили проехать и посмотреть не туда ли нам? Добравшись до деревни, уткнувшись в тупик, развернувшись, направились назад, к развилке. Остается только один вариант - двигаться по главной дороге. Проехав пару километров до очередной деревни, Дмитрий увидел знакомый ориентир - зелёный дом. Здесь в прошлом году он и еще213 несколько любителей искали колонку с водой. В двухстах метрах от дома обнаружился переезд. Нашли!
По всему изложенному выше прилагаю схему, иначе просто не разобраться - на картах этой дороги нет.
Пересекли однопутку и поставили машину недалеко от светофора. Все, можно просто сидеть и ждать. В обе стороны отличный обзор, и светофор под боком, если что - услышим. А пока стоило бы перекусить. Мечта ферроэквинолога, кушать еще и с комфортом не отходя от места где собираешься снимать. Отведав бутербродов с колбасой и сыром, запив горячим чаем, мы вышли из машины посмотреть обстановку. И правильно сделали. Со стороны Иванова уже мерцает желтая звездочка прожектора. Далеко далеко. Неторопливо спускаясь, будто подмигивает нам. Мол, сейчас я до вас доползу. Все лучше видны очертания тепловоза: нечто «фантомасообразное» (ФАНТОМАС - тепловоз 2ТЭ10М). Вон уже и дымку подпустил - идет на подъем, тяжело, хотя состав не такой длинный. Послышался стук двухтактного 10Д100. По мере приближения я делал несколько разноплановых кадров. Раздался приглушенный свист тифона. Все таки 2ТЭ10М. Скинув мощность грязно зелёный тепловоз проплыл мимо нас, оставляя легкую позёмку бегущую за тележками. Ну как говорится, начало положено.
Опять ушли в машину. Сидели, пили чай, вели «светские беседы». Вдохновляло то ,что вокруг не было ни души. Только один раз проехала иномарка с батюшкой После мегаполиса-монстра это был настоящий курорт.
Наши разговоры о вечном прервал далекий гудок тепловоза. Хватаем аппаратуру и выходим на переезд. Идет! Опять со стороны Иванова. На этот раз приближался намного быстрее. Дабы не плодить аналогичных кадров, мы решили забраться на склон выемки. Пока искали место, Дмитрий провалился почти по колено в снег. Эх, Север! Снега здесь намного больше, нежели в Подмосковье.
Выкручиваю «зум» на полную и смотрю, что за машина. А это 2ТЭ10В! Запыхтел на подъёме, дал «медведя», неотвратимо надвигаясь на нас. Снимать его я начал уже издали. Место, где начиналась выемка, было очень живописно, на левом склоне росли две красивые ели. Поймав поезд в точку «золотого сечения» я нажал на кнопку. Вышло, на мой взгляд, чудесно. Вот только с погода и освещение не самые лучшие.
Вскоре стало темнеть. Световой день короток. Через какое то время показался еще один состав, а со стороны Домовиц, я увидел светящееся пятно - оттуда тоже идет поезд.
Пропустив 2ТЭ10В с грузовым, ждем того, что стояло на станции. Вот зажужжал зуммер сингнализации. Со стороны станции Домовицы движется нечто. Поначалу я принял этот «девайс» за «тапок» - ТЭП70. Красное пятно за пеленой снегопада увеличивалось в размерах и стали видны очертания «фантомаса». « Наверное УТ» - подытожил Дмитрий. По мере приближения становилось более понятно, что это за агрегат. Через несколько секунд все встало на места. Это редкая машина - 2ТЭ10МК-2600, прошедшая капремонт в Уссурийске. Так сказать первый экземпляр. Отличается от остальных хромированными деталями облицовки, внутри - установленным компьютером и новым, коломенским дизелем 5Д49.
Машинист вылез в окно по пояс, подозрительно вглядываясь. Вопрос: зачем? Ну да ладно, отнесемся с пониманием - работа такая213.
Садимся в машину, разворачиваемся и едем назад. Проезжаем поселок. Впереди вижу что-то аномальное. По дороге ковыляют два человека. Причем один из них идет как-то странно. Широко расставив ноги и беспорядочно взмахивая руками. Закрываю глаза и тут же открываю. Картина остается прежней. Догоняем их и Дмитрий восклицает: «Так это же девка, на лыжах!». Смотрю, точно. Дама в пальто, неуклюже вышагивает на лыжах, а слева её страхует мужик. Дальше - веселее. Навстречу по дороге идет девчушка лет шестнадцати. Смотрит на нас и улыбается, почти смеется. Лицо круглое, красное, улыбка до ушей. Диму сие зрелище повергает в неописуемый восторг - «Вот он Север!»
По пути заехали на вокзал в Фурманов, хлебнули кофейку, посмотрев уникальный деревянный вокзал.
Привокзальная площадь заслуживает отдельного разговора. Такого я давно не видел. Разбитый асфальт с довольно глубокими ямами. Как раз для автобусов ПАЗ-3205. Помимо них на площади стоял еще и туристический ЛаЗ-699Р, сложно наверное ему сюда было забираться. Далее. выехав за пределы города, мы свернули на трассу Иваново - Кострома. По дороге сфотографировав преезд малодеятельной линии Фурманов - Волгореченск, которая используется в качестве подъездного пути для завода изготовляющего трубы в Волгореченске, куда мы и направились.
Около 5 часов мы были на месте. Здесь мы подобрали моего давнего, закадычного друга, Дмитрия с его очаровательной супругой и совершили последний на сегодня рывок в Кострому - город моего детства.
Небольшое отступление, касательно общественного транспорта в Костроме. Основная масса - коммерческие перевозки, осуществляются автобусами ПАЗ-3205. Бюджетные - это ЛиаЗ-5256, несколько старых «Икарусов»-280 и 260. Троллейбусы ЗиУ и их переделки. Много автобусов ГолАз-4242. Кроме того было замечено несколько служебных КаВзов - старого исполнения и один ПАЗ-672М. То же касательно и областей - Волгореченск, Буй. Еще живы несколько машин ЛиАз-677М (по словам Дмитрия - костромича), но из-за малочисленности и закрепленности за определённым маршрутом, увидеть их не удалось. А когда то... Ходили и такие и сякие. И 677 и 677М и 677Б. Помню маршруты 6, 6К, 10... Как давно это было...
Собственно говоря день закончился в теплой компании за бутылочкой вермута, среди воспоминаний.
Поднявшись в 7 утра, слегка перекусив, мы вышли из девятиэтажки.Темнота, несмотря на восемь утра и ни души... Мертвую тишину нарушает далёкий пронзительный гудок тепловоза и рокот дизеля. Идем на платную стоянку... Забрав машину, мы благополучно выехали из Костромы в направлении Буя. Нам предстояло преодолеть около 150 километров до самого Буя и еще черт знает сколько до Гагарина. По предварительным сведениям от 20-30 километров. Через какое то время я начал отключаться.Только слышу сквозь сон: " Богдан, хорош спать, посмотри какая красота!" Открываю глаза и вижу потрясающую картину : огромное заснеженное поле с одной стороны, и стена заснеженных деревьев с другой. Вдалеке, над краем поля висит небольшая туча, из которой плотной стеной валит снег, закрывая низкое темно- жёлтое солнце.
Ехали с ветерком, разгоняя свежевыпавший снег и обгоняя пригородные автобусы. Добравшись до Буя задались актуальным вопросом - куда ехать далее. Справа от дороги располагался склад пиломатериалов. Там то уж точно должны знать. Дмитрий пошел к сторожке. Общался со сотрожами минут двадцать. Вернувшись пересказал диалог. Ехать недалеко, и это радует. Всего то каких нибудь 20 км. Охранник задал вопрос - хоть стой хоть падай! "А вы чего хотите ее купить?" Этакие коллекционеры УЖД в натуральную величину или бизнесмены, готовые вложиться в убыточное предприятие. Объяснив ему суть интереса, Дмитрий получил нужную информацию.
Выехав из города, мы какое-то время следовали вдоль участка Транссиба - перегона Буй - Данилов. Минут через сорок пересекли Даниловский ход, и проехали приличное расстояние, не обнаружив никаких поворотов и указателей. Понимая240, что заехали не туда ,куда надо, мы решили остановиться и изучить карту. В процессе изучения выяснилось, что заехали мы в Ярославскую область. Что делать? Надо кого нибудь спросить. А вокруг ни души... Единственное что нам попалось навстречу - минут десять назад, ярко-красный "запорожец". Все! Ни спереди, ни сзади. Разворачиваемся и едем назад, навстречу ни души. Вдруг Дмитрий замечает слева УАЗ - "буханку", двигающуюся с второстепенной дороги на главную. Тормозим. Буханка грузно переваливаясь на ухабах просёлочной дороги выползает на бетон. Дмитрий поднимает руку, автомобиль тормозит. Спрашиваем мужичков где поворот на Гагарино. Объясняют. Оказывается, мы его проскочили. Просим указать на его. Пристраиваемся сзади и через несколько минут из кабины "уазика" выскакивает рука ,показывая направление. Точно, слева (теперь уже ) дорога запорошеная снегом. Мы просто ёе не заметили и проскочили мимо.
Заснеженная, но укатанная дорога извивается и уходит то вверх то вниз. Восьмой -десятый километр деревенька. Четыре дома справа, пять слева.Никаких названий, указателей. На пригорке стоит нечто,похожее на снеговика. Подъезжаем ближе. Я всматриваюсь и понимаю, что это не совсем обычный снеговик. Выходим посмотреть. Батюшки! Это же настоящая снежная баба! В кокошнике, сарафане, талией, грудью и ювелирно вылепленным лицом. Вот это да! В уме не укладывается, сколько же ее лепили и какие таланты, живущие здесь, в деревне из девяти домов!
После деревеньки нас накрыло сильным , но кратковременным снегопадом, после чего снова заиграло солнце, отражаясь в крупных снежинках.213
По дороге то и дело попадались знаки указатели второстепенной дороги, показывающие то в читсое поле, то в кустарник. Навстречу проследовал один единственный "Москвич" 2140. Въехав в еловый коридор, мы увидели первое свидетельство узкоколейки - указатель переезда. Три, два, один. Вот и переезд, точнее засыпаные снегом рельсы.
Слева - разгрузка. Тепловозы,козловой кран, будка сторожка, сцепы. Справа типа склад ГСМ.
Заходим в сторожку. В полумраке сидит старичок. В углу шипит буржуйка. Представились. Старичок толком не мог понять что нам надо и отправлял нас к технику - женщине, живущей в третьем доме от начала посёлка. Многого от него добиться не получилось. Рассказал нам о своей нелегкой жизни, что они меняются, сутки на сутки. Света нет, сидят при свечках и лучинках, как в былые времена. Зимой узкоколейка не работает, здесь только разгрузка, а пилить возят "камазы" на Корегу. Идем фотографировать технику. Первым делом,звезда ЛПХ - ТУ6-120, машина раннего выпуска, с кузовом ТУ4. Три штуки ТУ6А и один ТУ8.213
Так же кузов от автомотрисы АС1А, Дрезина ТУ6П, с каким то сараем сзади, вагоны ПВ40 и сцепы. Номера на тепловозах отсутствуют, есть лишь инвентарные. На вопрос , какие номера у машин старичок ответил: "А зачем они нам нужны?"
Осмотрев "экспозицию" мы попросили сторожа проехать в поселок и познакомить нас с техником, сторож согдасился, но сказал что сначала надо дождаться смену. Ну мы собственно говоря не торопились и пошли к машине, выпить чайку и перекусить. Небольшое отступление. До чего же чертовски приятно на небольшом морозце выпить горячего чайку и закусить копченной колбаской. И стоять, вдыхать этот морозный чистый воздух, перемешанный с легким запахом хвои. Наш покой нарушил сторож. " Вона, смена моя идет! Сейчас поедем". Вдалеке, на заснеженном тракте замаячила темная фигурка такого же старика, с палочкой. Сдав смену, наш провожатый упаковался в машину. Пока ехали до поселка, узнали что Гагарино не отрезан от мира. Из Буя ходит автобус по понедельникам и четвергам,а еще в последнее воскресенье месяца.
213
Вот уже и поселок. Стоят стандартные для этой местности дома- двухквартирники, жилые и несколько заброшенных.
Заходим во двор, сторож зовет женщину. Выходит, представляемся. Дама сразу переводит стрелки на начальника дороги, мол я то вам что могу интересного рассказать. Рассказываем вкратце о своей деятельности и немного успокаиваем ее бдительность. К сожалению от нее ничего нового не узнаём, кроме того что ЛПХ поделен на предприятия. Общее название "Салама" (по названию реки) . Делится Салама на следующие предприятия: Салама-древ - обработка леса,Салама-лес - заготовка леса, Салама-транс-лес - вывоз леса и Салама-сервис обслуживание подвижного состава. Вот такой холдинг в лесах Костромской области.
Ну что же, оставляем сувениры, берём координаты начальника дороги и едем обратно. Проезжаем стоящую у дороги знакомую снежную бабу и наконец выезжаем на бетонку.
По пути в Буй, решаем тормознуть гда нибудь у железной дороги, чтобы запечатлеть пригородный поезд Буй -Данилов, под традиционным ВЛ60П/К. Но каково же было наше удивление, когда вместо "выла" к остановочному пункту подошел Демиховский электропоезд ЭД9Т-0027. Похоже что сине-голубым "малышам" недолго осталось бегать на пригородных...
Заскочив в Буй, сняв на вокзале уникальную церковь, которая является частью вокзального ахритектурного ансамбля и сфотографировав несколько "шестидесяток" поехали назад, в Кострому.
Вечером уже, в Костроме, мы до поздна катались по городу, фотографируя красоты. Вставать в три часа ночи было тяжеловато, впрочем как и ехать в Москву. Всю дорогу до светла я боролся со сном, чтобы контролировать водителя. Получалось плохо, потому как периодически проваливался в глубокий сон и Дмитрий рявкал мне на ухо : "Богданыч! Не спать!"
Около восьми утра, я сидел на стоянке ВР в районе Софрино , пил кофе, и ругался по телефону с начальником, который отказывался верить в то, что я всё таки опоздаю на работу...

Комментариев нет:

Отправить комментарий