пятница, 6 февраля 2009 г.

Имя которому - Север, часть 2

Важный разъезд – 7-й км. Здесь есть оборотный треугольник. В кустах на объездных стоят несколько балластных ярко-желтых хопперов, ПВ40 и порожний состав лесовозных сцепов. Развилка. На север уходит путь на Каменку и Сухановское. Это самый старый ход Пинюгской УЖД. Уникальность его в том, что часть пути идет по насыпи так и не построенной ширококолейной железной дороги Пинюг – Сыктывкар. Часть пути в северной его части уже разобрано, но об этом позже. Нам сегодня не туда дорога. Мы сворачиваем на так называемую восточную ветку. «Шестерка»,устало крякнув на выходной стрелке едет дальше. Всё таки пейзаж совершенно фантастический. Первый бархатный снег превратил деревья и образованные ими аллеи в нечто сказочное. Следующий разъезд Мирный – 14-й километр. Здесь, как объяснил нам Виталий, раньше был одноименный рабочий поселок. От главного хода уходил ус на делянку и ежедневно пассажирский поезд доставлял на людей на работу. Здесь было все, что нужно человеку для нормальной жизни. И магазин, и клуб, и медпункт. Несколько раз в неделю завозились продукты. Рабочим не надо было ездить в Пинюг за зарплатой – ее привозили прямо сюда. По мере истощения делянки, людей переселяли в другие места и окончательно рабочий поселок Мирный прекратил своё существование в 70х годах. По всему и видно. Поляна в лесу и несколько остатков деревянных строений. "Как Западный у нас в Зебляках! Ну точь в точь…" – задумчиво говорит Дмитрий. Возле полотна стоит брошенная «пионерка», неплохо заваленная первым снегом. Не стоит лишний раз говорить о популярности этого транспортного средства у охотников и рыболовов в сезон. Здесь, в Мирном, меня чуть не оставили посреди поля. Отлучился по "очень важному делу", а тепловоз свистнув поехал вперёд. Виталий решил, что я остался на передней площадке. Проехав мет213ров двадцать, остановился. Отряд таки заметил потерю бойца. Здесь мы снова сворачиваем. На этот раз влево. Т.е. по карте на север-северо-восток.

Это относительно новая ветка. Условно именуем её в дальнейшем северо-восточной. Вправо уходит соединительная ветка с УЖД Пушмы. Точнее то, что от неё осталось, поскольку линия (её длина едва доходит до 100м) практически сразу исчезает в густом кустарнике. Едем. Должно быть Виталий решил устроить городским такую поездку, которую они запомнят на всю жизнь. Километрах в трех от Мирного разъезд и ус на делянку. На объездной ПВ-40 в сцепке с платформой, а чуть дальше – будка дежурного. Начинает темнеть – время начало пятого. Тут мы замечаем, что едем по очень качественному, а главное совершенно новому пути. Свежие шпалы, ровная линия, незаросшее полотно. Узнаем, что именно эта ветка нынче основной источник сырья. Еще через небольшой промежуток времени подъезжаем к довольно крупному, по меркам УЖД, мосту через речку Каюг. До этого мы проезжали несколько водоемов, проходящих под полотном дороги. Но мосты над ними представляли собой по сути усиленную шпальную решётку. Это же – настоящий мост. Проехав его со скрипом и гулом, мы вылетели к еще одному разъезду. Это километрах в пяти от Мирного. Вправо уходит абсолютно классический ус. Тепловоз по стрелке перешел на него и медленно двинулся вглубь леса. Аккуратно проехав метров около ста, Виталий остановил машину сообщив о конечной точке нашего маршрута. Делянка. Очень типичная и очень красивая. Пейзаж, который не может оставить равнодушным любого обожателя узкоколеек, да и просто влюбленного в Россию путешественника. Здесь мы сделали последний, четвертый по счету фотостоп, попросив Виталия включить фары с прожектором. Стемнело окончательно и продолжать дальнейшее путешествие на передней площадке не было смысла. Мы заняли места в теплой и уютной кабине, греясь у растопленной "буржуйки". Назад почему- то доехали быстрее. А ведь казалось, что туда мы ехали добрых два часа. В рабочий день, Виталий на тепловозе делает три-четыре ходки с делянки на лесопилку и так тридцать лет. Тем временем Дмитрий сидел с картой, сыпал вопросами и прикидывал маршрут , записывая информацию и все ключевые точки на которых мы побывали, и вот что получилось: нижний склад - вагонное депо – станция - тепловозное депо - развилка на верхний склад - оз. Пинюгское (2км) - разъезд 7 км (поворот на восточную ветку) - разъезд Мирный (14 км, поворот на северо-восток, на новую ветку) и пять км по новой ветке до уса на делянку и собственно на сам ус. В целом получается следующая ситуация: северная часть УЖД (через рзд. 7 км, Каменку и Сухановское) существует до 31 км. (за Сухановским). Путь заканчивается километра за два до рзд. 12 квартал и дальше (23 кв.) не существует. Восточная ветка, начинающаяся у рзд. 7 км. действует до раз. Мирный (14 км, бывший одноименный поселок). Далее на восток (и соответственно на юг, на Пушму) путь разобран. Всего проехали туда и обратно около 40 километров.
Тут же выяснили, что название речки пишется не Каюк, как мы поняли изначально, а Каюг. Ударение ставится как на первый слог, так и на второй. Слышали оба варианта от разных людей. В случае с названием населенного пункта Пинюг, ударение ставится на первый слог.
Затемно прибываем к вагонному парку. Просим разрешение переждать в помещении диспетчерской до поезда, а он у нас без десяти час ночи и шататься по поселку, почти семь часов желания нет. А нам как раз и собирались предложить отдохнуть в кабинете начальника дороги. Сделав последние ночные кадры с использованием метода «световой кисти», в качестве которой использовалась небольшая фотовспышка от «Зенита», мы идем в диспетчерскую - отдыхать.
В небольшом деревянном домике тепло, светло и накурено. Шумит «Титан». В большой прихожей на длинных лавках сидят дети и с любопытством разглядывая «пришельцев». Руководит ими сторож, эдакий забавный маргинальный тип. Вроде изъявил желание откушать водки, но от предложения купить ему чекушку отказался. Сам, мол, справлюсь. Вообще картина из старого фильма про село. Заходим в приемную начальника дороги. На стенах агит-плакаты по технике безопасности. « Пьянка на лесосеке приводит к жертвам! Недопусти!» В шкафах книги, в основном по эксплуатации и ремонту подвижного состава, но попалось несколько экземпляров художественной литературы. На шкафу стоит призовой кубок и вырезанный из дерева огромный подосиновик с ярко-оранжевой шляпкой. Кладем вещи и идем в магазин – он вроде недалеко. Как нам объяснили, пройдете по узкоколейке, а дальше слева тротуар и он выведет прямо к магазину. Там же есть и пекарня в которой можно купить вкусный хлеб. Пошли. Темень! Перепадает немного света от станционных мачт Пинюга и немного от лесопилки. Через Пинюг следует грузовой поезд ведомый сплоткой 2ТЭ10В, рев дизелей наполняет морозный воздух, и в темноте хорошо видно, как из выхлопных труб вылетают огромные снопы искр. Проходим уже знакомую избушку – контору нижнего склада. Идем дальше, но тротуара не видать. Магазин хорошо виден, а напрямую пройти к нему невозможно – везде лужи присыпанные снегом. Получается как по минному полю. Понимая, что пошли не туда, разворачиваемся назад и идем по направлению к избушке надеясь что за ней можно пройти. Не тут то было, за избушкой раскинулось такое же «болото» из грязи снега и воды. А вот чуть дальше в сторону ДСП виднеется какая-то тропинка. Так вот ты какой, тротуар в Пинюге. Вышли на нормальную дорогу. Весь свет - один столб с фонарём, да окна магазина. Людей – никого, несмотря на половину седьмого. Вот и магазин, открываем дверь и в нос мне резко бьёт запах бытовой химии. Порошочки, средства и всякое такое. Продукты представлены скудно. Спрашиваем, а еще магазины есть? Женщина продавец беззлобно отвечает, мол, в следующем здании. Следующее – вроде как пекарня. Белое длинное одноэтажное здание, сбоку серая дверь, заходим - это действительно продуктовый магазин, а не универсальный ларек, как предыдущий. И впрямь такой запах свежего хлеба, что невозможно ошибиться. Берём заливную картошку, стеклянную банку тушёнки, собственно местный хлеб и пару свежих сдобных булок.
По пришествии обратно в диспетчерскую нас ожидал приятный сюрприз, как завершение этого фантастического 235дня.
Малоприятного вида паренёк-сторож и куча разновозрастных детей ушли, а их место заняли две северные феи, лет двадцати – двадцати трёх от роду. Ну как же с такими не пообщаться! Надо только повод придумать. Несколько раз я ходил и просил кого-нибудь из них включить «Титан», или одолжить чашку с ложкой. Разжигание женского любопытства незамедлительно дало результат. В тот момент, когда мы приступили к трапезе, раздался стук в дверь. На пороге появилась одна из северных красавиц и поинтересовалась, можно ли с нами познакомится. Ну конечно, дорогая, можно, нам тут так скучно. Зашла, чинно села на стул и с достоинством произнесла, опустив глаза вниз: «Екатерина». Заметьте, не Катя, не Катюха или там какой-нибудь «московский» Катёнок, а Екатерина! Вторая фея – Ольга, оказалась слегка стеснительной, но уже через час мы мило общались в дежурке, расспрашивая их о Пинюге, УЖД и местных жителях. Про Пинюгскую молодёжь узнали то, что все парни квасят по-чёрному, а из развлечений только дискотека, да и то «нашим» феям она малоинтересна, посему как надоело. Более адекватная молодёжь уезжает жить в Киров или дальше. Ну, или хотя бы учиться, что например делает Ольга, получая знания в педагогическом институте. Екатерина же оказалась своя в доску. Девушка работала на УЖД в должности монтера пути. Узнали, что, то самое озеро у насыпи зовется у местных Пинюгским морем и что население в ПГТ Пинюг около 2000 человек.
213
Так, в приятном обществе очаровательных северянок мы скоротали вечер. Обменявшись телефонами и «мэйлами», клятвенно пообещав, не забывать, в двенадцать ночи мы вышли из диспетчерской. Пройдя последний раз по лесопилке, под какой-то рамой с угрожающе висящим, на двух канатах, бревном и мимо рамп, мы вышли на дорогу широкой колеи. Задержавшись, последний раз сфотографировав ночной ПТОЛ, пошли к зданию вокзала. Вон уж, вдалеке, в направлении Котласа замелькала светящаяся точка – наш поезд идет. Время без пятнадцати час. Точка разрасталась в размерах, превращаясь в яркую желтоватую окружность и через какое-то время, над северной глушью пронёсся хриплый, но мощный гудок «ворошиловоградки!» Вот он уже входит в горловину, ослепляя ожидающих низко посаженным прожектором. До конца спорили с Дмитрием, что это ТЭП70 или 2ТЭ10В. Мой слух не подвел, это действительно оказалась «вэшка. Все, прибыл. Бежим в конец. Нумерация опять с хвоста, а поезд стоит три минуты! Карабкаюсь по ступенькам в вагон и принимаю сумку у девушки. Раздается треск. А это снова я, перестаравшись, порвал ручки сумки у основания. Девушка смеётся, нормально, нормально, спасибо. Ошарашенный, прохожу к нашим местам. Не вагон, а царство Морфея, это в час ночи то! Не сравнить с каким - нибудь московским, где отдельные пассажиры обычно колобродят до четырёх утра. Проводница приносит постельное бельё. Рыжеволосая красотка с боковушки, мягким северным выговором просит помочь ей раздвинуть полку. Да ради такого ангельского тембра и интонации можно не то, что полку раздвинуть, да вообще на край света пойти (на худой конец на эту же полку или назад в Пинюг уехать). Ох, северянки!
Ну вот, постелил с горем пополам. Запрыгнул на полку, лег и провалился в глубокий, здоровый сон.
Проснулся. За окном светло, поезд в окрестностях Кирова. Проезжаем Киров –Котласский, туалеты закрыты – санзона. Рыжая красотка болтает по мобильному… Эх! Рожа у меня наверное сейчас - что надо и мироощущение ей (роже) под стать. Ну и пофиг! Вот, наконец , Киров. Неспеша выходим. Впереди меня вчерашняя дама, которой я нечаянно порвал сумку. Отворачиваю глаза, чтоб спасибо еще раз не сказала. На память фотографируем 2ТЭ10В. Потом была забегаловка на платформе, где мы приобрели две промасленных пиццы и по стаканчику кофе прождав пока сотрудница кафе не выяснит важный для неё одной вопрос. Глотнув горький и липкий напиток поспешили на электропоезд. Наверное, со стороны, было забавно наблюдать за нашим забегом на короткие дистанции со стаканами, в которых плескался горячий кофе. Еще бы, электричка-то на Котельнич отправляется через пять минут. Стоит серо-зеленый милый сердцу круглый тазик ЭР9Пк-314. Внутри пластик, новые сидушки, все по-человечески и кондуктора снующие туда сюда с рулонами билетов. Два часа мы ехали до Котельнича, а навстречу один за другим проносились «товарняки» ведомые ВЛ80С. Серьезное движение. Мне показалось, что у нас электрички в Москве реже ходят. 213
Прибыли в Котельнич. На вокзале покупаем билеты. У нас еще время до поезда довольно много и надо поснимать. Но прежде чем заняться этим нелегким делом неплохо было бы подкрепиться. Вот тут началась умора! Сначала пошли по перрону в сторону Кирова. Там по словам Дмитрия должна была быть очень приличная забегаловка. Нашли. Дверь закрыта на амбарный замок и судя по всему давно. Рядом стоит небольшая круглая постройка,напоминающая общественный туалет. Скорее всего бывшее подсобное помещение. Написано русским языком - «Закусочная». Зашли, нюхнули запаха бомжатинки перемешанного с запахом неизвестного медикамента да и вышли. Мда. Идем на привокзальную площадь. Ага! Вот баня и закусочная в одном флаконе. Помещение небольшое, два стола и стойка. Столы заняты двумя девушками поглощающими пиво и шумным молодым человеком, выясняющим отношения с кем то по телефону. Девчонки плотоядно зыркнув на нас, продолжили обсуждать свои "важные" девичьи дела, заливая их пивком. Так, меню. Пельмени. Есть? Нет?! А что есть? Ничего нет?! Бутерброды и вареные яйца?!!!
Твою мать! Здоровый городище, а отобедать негде. Заказываем по бутерброду и яйцу с майонезом - завтрак ферроэквинолога, что поделаешь. Вышли на Транссиб в кривую к мосту через Вятку и сделали несколько кадров ВЛ80С. Потом уже, нами была обнаружена палатка «Куры Гриль», где оказалась еще и шаурма, неаппетитного вида, но на вкус очень даже ничего. Просто заворачивать здесь не умеют, так ловко как наши ю213жные братья в Москве. Напоследок умница-фортуна приподнесла лично мне подарок, виде автобуса ЛиАз677М белого колеру. Позже рассмотрев фотографию на экране "цифровика", я заметил, пару настороженных глаз, сверкающих из под козырька кепки-"аэродрома". Вот теперь - полное удовлетворение. И снова продуктовый магазин, пиво "Уральский мастер". А потом оказалось, что до поезда осталось 15 минут. Пришлось пробежаться. Только отправился "Демидовский экспресс", как в горловин240е показался наш, Чита -Москва, ведомый "теремком" под № 238. Процесс погружения в вагоны прошел без эксцессов. Приятно, что поезд уже которые сутки пронизывающий нашу огромную Россию, выглядел очень чистым и аккуратным. Заняв свои места, мы приходили в себя после бурной двухдневной деятельности, пытаясь поделиться впечатлениями, запивая их горячим кофе с печенюшками. И так до Шарьи, где сошел с поезда Дмитрий, оставив меня наедине с размышлениями. Ну что же, надо спать. Обманув попутчика, тем что я лягу спать не раньше 11 вечера и тем самым вынудив его залечь на верхнюю полку, тем не менее захрапел я где-то в районе 7 часов. Потом был Данилов и лапша "доширак". Ярославль, не помню - спал. В 2-30 проводница врубила свет и я осовело пялился в черное окно, пытаясь понять свое местонахождение... Александров, знакомые места.

Эпилог

В 4-15 поезд Москва-Чита прибыл на нулевой километр Транссиба - Ярославский вокзал, где несмотря на раннее утро уже было довольно суетно. Уныние захлестнуло меня в тот момент, когда я увидел толпу перед входом на станцию метро "Комсомольская". Что-то в этом было аномальное, неестественное и злое. Или я за столь короткое время успел пропитаться духом совершенно иной жизни? Честно говоря, даже в 5-30 утра ,находясь в состоянии сильного недосыпа, было забавно смотреть на замороченные лица - маски, и смотрел я, будто не присутствуя здесь, словно из другого измерения, измерения имя которому - Север.

Комментариев нет:

Отправить комментарий